1.1.1. Схемы территориального планировани

Схемы территориального планирования готовятся на всех уровнях публично-правовых об-
разований: Российская Федерация в целом, отдельный субъект РФ, два и более субъекта РФ,
муниципальное образование. П. 1 ст. 10 ГрК РФ прямо предусмотрена подготовка схем террито-
риального планирования РФ в следующих областях:
1) федеральный транспорт;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Схемы в иных областях могут разрабатываться на основании отдельных решений Президента
или Правительства РФ.
По общему правилу схема готовится в отношении всей территории Российской Федерации.
Возможность готовить схему в отношении части территории появляется у уполномоченных ор-
ганов в случае принятия соответствующего решения Президента или Правительства РФ 1 .
Любая схема территориального планирования РФ должна содержать две составные части:
• положение о территориальном планировании;
• карту планируемого размещения объектов федерального значения.
Положение о территориальном планировании включает в себя следующую информацию:
виды, назначение и наименования планируемых для размещения объектов федерального зна-
чения, их основные характеристики и местоположение, а также характеристики зон с особыми
условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи
с размещением данных объектов.
Эти же объекты отображаются на карте планируемого размещения объектов федерального
значения.
Необходимо отметить, что объектами федерального значения являются объекты, которые
необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесённым к ведению Российской
Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, и оказывают существенное
1 См., например, Распоряжение Правительства РФ от 08.10.2015 № 2004-р «Об утверждении схемы территориального
планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и г. Севастополя в отношении
областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводно-
го транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения»,
Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2016 № 1634-р «Об утверждении схемы территориального планирования
Российской Федерации в области энергетики».
11
влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Объекты регионального
и местного значения обеспечивают осуществление полномочий субъектов РФ и муниципальных
образований соответственно.
Также к любой схеме территориального планирования прилагаются материалы по её обо-
снованию, в которых подробно описываются предполагаемые к размещению объекты фе-
дерального значения, обосновывается выбор их месторасположения, приводятся сведения
об утверждённых документах стратегического планирования РФ, национальных проектах, меж-
государственных и государственных программах РФ и т. д. Ценное значение имеют и многочис-
ленные карты, включаемые в такие материалы (п. 9 ст. 10 ГрК РФ).
Схожим образом ГрК РФ регулируется статус региональных схем территориального плани-
рования 1 .
С 11.01.2018 допускается подготовка документов территориального планирования не толь-
ко одного, но двух и более субъектов РФ. По общему правилу наличие утверждённого документа
территориального планирования двух и более субъектов РФ или подготовка проекта данного
документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планиро-
вания субъекта РФ, а также внесению изменений в утверждённые документы. В случае, если раз-
мещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального
планирования субъекта РФ, препятствует размещению объектов регионального значения, пред-
усмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, доку-
менты территориального планирования субъекта РФ подлежат приведению в соответствие, а до
приведения в соответствие – не подлежат применению в части, противоречащей утверждённым
документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации,
со дня утверждения.
Схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ готовятся
в следующих областях:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), автомобильные дороги региональ-
ного или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характе-
ра, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) энергетика 2 ;
7) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
ГрК РФ также допускает подготовку схем применительно ко всей территории субъекта РФ
или к её части.
Подготовка проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ мо-
жет осуществляться применительно к территориям или частям территорий субъектов РФ, име-
ющих общую границу.
Состав схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ ана-
логичен составу федеральной схемы. Единственное отличие заключается в том, что в регио-
нальной схеме содержится информация об объектах регионального, а не федерального зна-
чения. Схема территориального планирования двух и более субъектов РФ должна содержать
информацию о линейных объектах регионального значения, размещение которых планируется
на территории двух и более субъектов РФ, объектах регионального значения, необходимых для
реализации договоров, заключённых между органами государственной власти соответствующих
субъектов РФ, а также об объектах регионального значения, размещение которых планируется
на территории одного из субъектов РФ.
1 См., например, Постановление Правительства МО от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального
планирования транспортного обслуживания Московской области».
2 С 11.01.2018 (пп. 5.1 п. 3 ст. 14 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении измене-
ний в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
12
Схемы территориального планирования муниципального района 1 по своей структуре отли-
чаются от схем более высокого уровня. В них также содержатся сведения об объектах местного
значения и их расположении. Но при этом дополнительно муниципальные схемы включают:
1) карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов),
расположенных на межселенных территориях 2 ;
2) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если
на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значе-
ния, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением ли-
нейных объектов).
Соответственно, в положение о территориальном планировании дополнительно включают-
ся параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях.
При подготовке и утверждении документов территориального планирования двух и более
субъектов РФ, документов территориального планирования субъекта РФ, документов террито-
риального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные докумен-
ты изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном
планировании, реализация которых приведёт к невозможности обеспечения эксплуатации су-
ществующих или планируемых для размещения объектов федерального значения.
При подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных
образований и при внесении в указанные документы территориального планирования измене-
ний не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планиро-
вании, реализация которых приведёт к невозможности обеспечения эксплуатации существую-
щих или планируемых для размещения объектов регионального значения.
До 01.06.2023 органами государственной власти и органами местного самоуправления, осу-
ществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования (а также
ПЗЗ) до 11.01.2018, должны быть подготовлены сведения о границах населённых пунктов, о гра-
ницах территориальных зон.
Также в срок не позднее 01.01.2024 органы государственной власти, органы местного само-
управления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавлива-
ются или изменяются границы населённых пунктов (в том числе вновь образованных), а также
ПЗЗ, обязаны направить в Росреестр документы, необходимые для внесения сведений о грани-
цах населённых пунктов, территориальных зон в ЕГРН 3 .
В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе региональные схемы территориального планиро-
вания готовятся в форме генеральных планов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *